Лечебное дело
Лечебный факультет
- Краткая история факультета
История лечебного факультета начинается с 1919 года, когда был открыт медицинский факультет при Туркестанском Государственном университете. В самом начале на факультети учились 205 студентов. В 1931 году медицинский факультет был преобразован в отдельный институт. С момента основания деканами лечебного факультета были Н.И.Рагоза, С.Г.Хаскин, П.А.Нердит, А.С.Волынский, А.М.Геллер, А.Х.Ходжаев, И.Ю.Ласков, С.А.Долимов, А.И.Магрупов, М.И.Гаспарян, Н.М.Мажидов, М.А.Ашрапова, Р.М.Нурмуҳамедов, А.И.Мўминов, Н.Х.Шомирзаев, Ш.И.Каримов, К.Н.Нажмутдинов, М.Х.Қориев, М.М.Мирсаматов, Т.Х.Қаюмов, П.И.Тошхўжаев, А.М.Хакимов, Ш.Я.Зокирхужаев. В 2005 году была организована Ташкентская медицинская академия. Деканами лечебного факультета были О.Р.Тешаев (2005-2006 гг), К.И.Расулев (2006-2008 гг), С.П.Абдуллаев (2008-2011 гг), Б.Т.Халматова (2011-2014 гг) П.С.Зуфаров (2014-2017 гг). С марта 2017 года деканом факультета является профессор Халматова Барно Турдиходжаевна.
- Характеристика ППС
На сегодняшний день на факультете работают 260 педагогов. Из них 1 академик, 61 докторов медицинских наук и 104 кандидата медицинских наук.
- Сколько студентов на сегодняшний день обучаются?
На сегодняшний день обучаются 1865 студентов
4.Требования к обучающимся (знание иностранного языка и ИКТ, насколько это нужно в процессе обучения, к каким последствиям может привести не знание языка и ИКТ)
Современный специалист должен владеть иностранным языком и ИКТ, так как вся современная информация по медицине в основном на английском языке. Современный врач должен владеть навыками работы на компьютере.
- Что будет со студентамом, если имеется академическая задолженность?
Если студент имеет академическую задолженность, то ему дают возможность в течение 1 месяца отработать предмет. Если он не успеет отработать, то по приказу ректора он отчисляется из числа студентов.
- Длительность обучения
Обучение на лечебном факультете длится 6 лет
- В чем суть обучения?
Для подготовки врача общей практики студенты в течение первых трех лет обучаются фундаментальным дисциплинам, с 4 года клинические дисциплины. Во время прохождения клинических дисциплин уделяется внимание интеграции между предметами. На практических занятиях активно применяются современные методы обучения.
- Кем они будут после завершения учебы?
После окончания учебы они получают диплом бакалавра – «Врач общей практики»
- Где они имеют право работать по окончании академии?
Места работы выпускников факультета — врачей общей практики являются поликлиники, сельские врачебные амбулатории и другие нестационарные медицинские учреждения, поэтому факультет использует в виде учебных баз хорошо оснащенные поликлиники, медсанчасти, подстанции скорой помощи и сеть специализированных курсов амбулаторного лечения больных, где предусмотрены условия для приобретения студентами навыков диагностических исследований и лечебных мероприятий на догоспитальном этапе.
Медико-педагогический факультет
На основании «Национальной программы подготовки кадров» и Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 мая 1998 года в Ташкентском медицинском институте был создан медико – педагогический факультет — направление «профессиональное образование». Перед факультетом было поставлена задача — подготовка специалистов с квалификацией врача общей практики и педагога медицинских колледжей и лицеев.
На сегодняшный день на факультете готовятся специалисты имеющие квалификацию “Врач общей практики, педагог”.
В составе факультета имеется 11 кафедр где работают 131 педагог. Из них 21 доктор наук, 43 кандидата наук. Из этого числа 16 педагогов имеют звание профессора и 22 звание доцента. На медико-педагогическом факультете работает действительный член Академии наук Республики Узбекистан академик Т.А.Даминов.
В настоящее время на факультете обучаются 706 студентов, из них 214 обучаются на основе госудаственного гранта и 492 по контракту.
В Ташкнтской медицинской академии в отличии других ВУЗов страны имеются свои особые требования к обучающимся студентам, и эти требования утверждены Ученым Советом академии и согласованы Министерством Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. В частности, каждый студент обучающийся в академии должен иметь персональные ноутбуки (нетбук, планшет, iPad) и должен владеть всеми навыками работы на них. Студент ТМА должен свободно владеть иностранными языками, в частности русским и английским. У студентов не владеющих языками будут проблемы, т.к. в академии почти на всех кафедрах во время обучения организовываются лекции, интегральные лекции, мастер классы и семинары, которые проводят ведущие иностранные ученные, приглашенные из ведущих университетов мира. Студент не знающий языка не может успешно участвовать в этих занятиях, а это огромная потеря в плане получения современных знаний.
Помимо этого, в академии создаются группы участвующие в семинарах и мастер классах проводимых в зарубежных ведущих университетах, студент не знающий язык не будет включаться в эти группы. Такое же отношения к студентам не владеющими современными знаниями и навыками в области современных коммуникационных технологий. Студенты должены уметь работать посредством интернета с ведущими библиотеками республики и информационно-ресурсными центрами других стран.
Таким образом, абитуриент, планирующий сдавать документы на медико-педагогической факультет должен успешно сдать вступительные экзамены и объязательно должен знать русский и английский языки, владеть навыками работы с современными информационно-коммуникационными технологиями. Эти знания действительно помогут успешно закончить академию и поступить в магистратуру по выбранной специальности. Также, необходимо подчеркнуть, что студенты имеющие сертификаты по знаниям английского языка (IELTS) будут иметь очень весомое преимущество по сравнению с другими претендентами.
В Ташкентской медицинской академии по сравнению с другими ВУЗами, студент пропустивший 3 и более занятий без уважительной причины, будет считаться академическим задолжником, и ему разрешается отработать эти занятия после окончания семестра и , естественно, он не будет получать стипендию за последный месяц данного семестра. Студент пропустивший более 72 часов занятий без уважительной причины отчисляется из рядов студенчества автоматически. Также, отчисляются студенты которые не смогли устранить свои академические задолжности в установленные сроки по положению.
На медико-педагогическом факультете обучение составляет 6 лет. Студенты выпонившие учебный план этого факультета получают квалификацию врача общей практики и педагога медицинских колледжей и лицеев. Выпускники факультета также имеют право на поступление в магистратуру и клиническую ординатуру.
Суденты, окончившие медико-педагогический факультет имеют право работать в станциях скорой медицинской помощи, сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках и педагогами в колледжах и лицеях.
Медико-профилактическое дело
Медико-профилактический факультет
- В 1920 году в г. Ташкент организован Туркистанский государственный университет, в составе которого был медицинский факультет. В 1931 году факультет вышел из состава университета как Среднеазиатский Медицинский Институт. В 1935 году переименовали как Ташкентский Медицинский Институт. В составе института было 4 факультета: Лечебно-профилактический, Защита материнства и детства, Санитарно профилактический и Стоматологический факультеты. В 1933году санитарно- профилактический факультет был переименован в санитарно-гигиенический факультет. С 1992 года до настоящего времени факультет называется медико-профилактическим.
Медико-профилактический факультет Ташкентской медицинской Академии внес вклад для развития медицинских предметов и по подготовке кадров не только в Узбекистане, а также среди государств Средней Азии. Туракулов Я.Х., профессоры Заиров К., Сметанин Н.Н., Ковалева Е.П., Гусев М.И, Измеров Н.Ф., Убайдуллаев А.Х., Чиченин П.И., академик Искандаров П.И. и другие являются выпускниками этого факультета.
С момента образования возглавляли факультет следующие деканы: Крыженков А.Н., Георгиевский А.В., Кампанцев Н.Н., Штибен В.Д., Дихтяр С.Р., Аковбян А.А., Введенский Д.А., Захидов А.З., Бабаджанов С.Н., Маджидов В.М., Махмудов О.С., Абдурахимов Ф.Г., Магзумов Б.Х., Демиденко Н.М., Ташходжаев П.И., Каценович Л.А., Парпиев О.П., Хакимов А.Х., Шакиров Э.А., Бахритдинов Ш.С., Миршарапов У.М., Миртазаев О.М., Зуфаров П.С., Нурузова З.А., Саломова Ф.И. С 2- сентября 2016 года факультет возглавляет д.м.н. Кулманова М.У.
- Профессоркий преподавательский состав факультета.
В состав медико-профилактического факультета входит 11 кафедр и одна научная школа. В факультете работает 137 специалистов высшей категории: из них 21 профессаров, 34 доцентов, 82 старших преподавателей и ассистенты.
- Студенты медико-профилактического факультета.
В медико-профилактическом факультете учатся 525 студентов (325 мальчиков и 200 девочек), а в медико-биологическом факультете 50 студентов( 20 мальчиков и 30 девочек), в общем 575 студентов.
- Требования к студентам.
Каждый студент при поступлении вТМА должен уметь использовать современную информационную технологию, а также знать иностранные языки. Если студенты не отвечают этим требованиям( стать знающим специалистом, проводить научно исследовательские работы и повышать квалификацию зарубежом), они не могут достигнуть высоких результатов.
- Если студенты имеют академическую задолжность?
Если студент пропустил лекционные и практические занятия без причины более 74 часа и не может усвоить предметы согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июня 2010года №118 отчисляются из состава студентов.
- Продолжительность учебы
Продолжительность учебы по специальности Медико-профилактическое дело — 5 лет, а по медико-биологического направление 4 — года.
- Цель обучения
По медико –профилактическому направлению: профилактика заболеваемости и правильная организация медицинской службы на местах.
По медико-биологическому направлению: подготовка научно-исследовательских и научно-педагогических кадров для медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов, научно-специализироованных центров и др. Медицинских учреждений для решения фундаментальных и практических проблем.
- Специальность после учебы.
Специальность по медико – профилактическому делу: врач гигиенист эпидемиолог.
По медико – биологическому направлению: врач лаборант.
- Место работы после окончания ТМА.
По специальности медико-профилактическое дело: могут работать в ЦГСЭН( район, городской и республиканских), в государственных санитарно-профилактических учреждениях, в страховой и муниципальных медицинских учреждениях, мед.сан.частях, в центрах СПИДа, в НИИ, в средних и высших учебных учреждениях.
По медико-биологическому направлению: могут работать преподавателем по общим медицинским предметам в медицинских колледжах ( микробиология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, нормальная физиология, патологическая физиология и гистология), врачом лаборантом в системе здравоохранения, в санаториях, в спортивно-оздоровительных комплексах, в диагностических центрах, а также в составе медико-санитарных отделах некоторых организациях и министерств.
Факультет высшего сестринского дела
Бакиева Шахло Хамидуллаевна, декан факультета ОМХ. Доктор медицинских наук, доцент
Телефон факс +(998)90 328-48-90
Е: omh@tma.uz
С 1999 — 2000 учебного года, на базе медицинско-педагогического факультета в Первом Ташкентском Государственном институте и во Втором Ташкентском Медицинском институте были созданы отделения ОМХ. (Медицинская сестра с высшим образованием).
В Первом Ташкентском Государственном Медицинском институте отделением ОМХ заведовала доцент кафедры «Глазные болезни», кандидат медицинских наук, доцент Янгиева Н.Р.
Отделением ОМХ во Втором Ташкентском Государственном Институте заведовала доктор медицинских наук, профессор Рахимбоева С.З. с кафедры «Подготовка медицинских сестер в высшем образовании».
В те годы на отделении ОМХ в Ташкентском Медицинском Институте -1 обучалось 38 студентов, в Ташкентском Медицинском Институте-2 обучалось 40 студентов, в 2002 учебном году отделения ОМХ были переименованы на факультет. С 2002 года в Ташкентском Медицинском Институте -2 отделением ОМХ стал заведовать доктор медицинских наук Умаров Р.Х., с 2003 года – доктор медицинских наук, профессор Бобожонова Ш.А.
В 2005 году Указом Президента Республики Узбекистан УП №3629 от 19 июля 2005 года на базе Первого и Второго Ташкентского Государственного Медицинского Института была образована Ташкентская Медицинская Академия.
5510700 — кафедры, относящиеся к направлению ОМХ
- Кафедра «Медсестринское дело» . заведующая кафедрой профессор Разикова Илмира Садуллаевна.
- Заведующая кафедрой «Общественной гигиены и питания», профессор Рустамова Хамида Елемесовна
- Кафедра «Социальных дисциплин и наук», заведующий кафедрой доцент, Норкулов Сухроб Достмуродович.
- Кафедра «Судебной медицины и медицинских прав», заведующий кафедрой доцент Бахриев И.И.
- Кафедра «Языков», заведующая кафедрой кандидат филологических наук, доцент Абдуллаева Розанна Мирзатуллаевна.
На факультете ОМХ преподают свыше 60 преподавателей, из них — 5 докторов (медицинских, философских наук), 15 кандидатов наук, старшие преподаватели и ассистенты.
№№№.На сегодняшний день число медицинских сестер с высшим образованием по всей республике Узбекистан достигло 1860 человек. Выпускники факультета ОМХ работают в медицинских колледжах, а также в различных областях системы здравоохранения.
Выпускники факультета ОМХ работают в медицинских колледжах, а также в различных областях системы здравоохранения, например, 24,6% — преподают в различных колледжах республики ( в 12 вилоятах республики); 15,3% — старшая или главная медицинская сестра медицинского учреждения; 4,2% — работают в отделениях анестезиологии, реанимации и хирургии; 3,6% — ведущие медицинские сестра и 2,5% — продолжают учебу в магистратуре.
Требования, предъявляемые к выпускникам факультета ОМХ очень высокие, они по своему направлению должны обладать следующей профессиональной деятельностью и компетентностью:
*лечебно – профилактической;
*организаторской;
*информационно-аналитической;
*маркетинговой;
*инновационной;
*реабилитационной;
*воспитательной и педагогической;
*методической;
*консультативной;
*научно – соискательской
Это значит, чтобы отвечать высокотехнологическим требованиям современности и стандартам, надо усовершенствовать учебный процесс.
В целях усовершенствования учебного процесса на факультете ОМХ с этого учебного года введены следующие дополнения и поправки:
* максимально приблизить в процессе учебы теорию с практикой;
* глубже давать практические навыки;
* в Центре ОМХ еще более усилить интеграционные межпредметные и межкафедральные знания и тесное сотрудничество с кафедрами;
*в Центре ОМХ планируется открыть шесть учебных направлений:
— терапевтическое;
— хирургическое;
— отделение матери и ребенка;
— лабораторно – инструментальной диагностики;
— менеджмент, лидерство и межличностные отношения в сестринском деле;
Планируется открыть библиотеку, учебную аудиторию, компьютерный зал. В учебном Центре ОМХ планируется следующее:
Студенты первых, вторых и третьих курсов будут обучаться в Центре ОМХ практическим навыкам по уходу за больными на муляжах, фонтомах и при помощи других учебных пособий.
Совершенствованию сестринского дела в нашей республике способствуют 888 повышения роли медицинской сестры с высшим образованием в республике; новейшая компьютерная база с интерактивными программами, возможности обучения студентов ОМХ методам физикального обследования с помощью техники, моделирующей работу внутренних органов в норме и патологии, это все создаст предпосылки для трансформации нашей системы образования в международную образовательную систему, а также готовить магистрантов по вышеназванным отраслям и направлениям медицины.
Перспективная цель факультета ОМХ :
Готовить высококвалифицированных студентов с широким кругозором и эрудицией, чувством ответственности и долга, с добрым сердцем и душой, умеющие сострадать чужой боли, то есть эмпатией, готовых бескорыстно оказать помощь всем, кто в ней нуждается, а также чтобы выпускники факультета ОМХ в дальнейшем продолжили учебу в магистратуре и докторантуре.
Учебно-методическая работа факультета ОМХ.
*Факультет ОМХ для системы здравоохранения готовит высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими теоретическими и практическими знаниямии навыками;
* Студенты ОМХ обучаются по четырем направлениям:
*акушерство;
*анестезиология и реаниматология;
*хирургия;
*специалисты по направлениям менеджмента
*Обучают студентов 15 докторов наук, 35 кандидатов наук, доценты, 40 старших преподавателей и ассистентов;
*Студенты ОМХ обучаются на кафедрах, оснащенных современными информационными технологиями и постоянно пополняемыми компьютерными базами с интерактивным программами. Теоретические знания тесно взаимодействуют с практическими на базах, размещенных в клиниках Ташкентской Медицинской академии, а также на базах других научно-исследовательских институтов и научных центрах республики;
*Срок обучения 3 года, бакалавр.
Учебные базы факультета ОМХ
Факультет ОМХ ТМА является головным и опорным факультетом республики Узбекистан по направлению 5510700 ОМХ
*Студент, окончивший ОМХ имеет право на продолжение учебы в магистратуре по направлению «Создание и руководство сестринским делом».
*Студенты, окончившие факультет ОМХ работают ведущими специалистами, то есть медицинская сестра, старшая медицинская сестра, врач статист, заместитель главного врача по сестринскому делу, а также в высших учебных заведениях, медицинских колледжах по сестринскому делу или другим медицинским направлениям и дисциплинам.
*В 2013 году был создан «Центр ОМХ», который обучает:
— правильному введению медицинской документации;
— обучает качественному уходу за терапевтическими больными, обучает и прививает практические навыки по уходу за больными;
— обучает на практике и практических приемах качественному уходу за хирургическими и реанимационными больными;
— обучает практическим навыкам по уходу за женщинами до родов, во время родов,после родов;
— обучает студентов правильно пользоваться и работать на современных инструментах и подготовку больных к лабораторно-инструментальным обследованиям;
— навыкам межличностного отношения в сестринском деле;
— навыкам межпредметной интеграции и их применение на практике в сестринском деле;
— организацию проведения итогового контроля на высоком уровне
В данный момент на факультете ОМХ обучаются 267 студентов.
Кроме основных медицинских предметов, студенты изучают иностранные языки, компьютерные технологии.
Студенты факультета принимают активное участие на всех мероприятиях, проводимых Ташкентской Медицинской Академией.